
Для того чтобы продемонстрировать, в какой степени геоинформационные системы проникли в повседневную жизнь, можно взглянуть на сферы, которые, казалось бы, совершенно в них не нуждаются. Достаточно очевидно, что в такие области как, например, строительство, инфраструктура или обеспечение безопасности новшества геопространственных технологий вписываются органично. Однако, если речь заходит о сферах типа музыки, то использование ГИТ по меньшей мере неочевидно.
Между тем, как и любой элемент культуры, музыка имеет временное и пространственное измерения. В современной практике можно выделить целый ряд кейсов успешного и продуктивного использования геоинформационных технологий в музыкальной сфере.
Американский журналист Мэт Дэниелс создал амбициозную визуальную карту культурных музыкальных предпочтений Music Borders. Его идеей было посмотреть, как музыка картографирует наш мир. На его карте нет стран, а есть только объединенные по музыкальным предпочтениям регионы, которые далеко не всегда совпадают с границами государств. На основе анализа трафика YouTube Дэниелс выделил самые популярные песни для каждого города и занес эту информацию на платформу Mapbox. На сайте можно увидеть самые популярные песни в любом штате США или регионе России за месяц. Так, например, при анализе данных за июнь 2021 года (к сожалению, после этой даты сайт не обновлялся) можно сделать несколько интересных наблюдений. Во-первых, Россия, несмотря на свой размер и культурную дифференциацию, довольно монолитна в музыкальных предпочтениях — все регионы страны демонстрируют первенство песни «Хабиб — Ягода малинка». Та же песня лидирует в некоторых регионах Казахстана, в Беларуси и Латвии. А вот США в отличие от России гораздо более дифференцированы музыкально. Согласно этой карте Техас с точки зрения музыкальных предпочтений принадлежит Центральной Америке, которые почти единогласно отдали первенство песне «Ciudad Juarez — Botella Tras Botella». В остальном, довольно сложно выявить какие-либо региональные закономерности. Помимо того, что это просто интересный культурологический опыт, развитие подобных инструментов может использоваться и в коммерческих целях для выяснения музыкальных предпочтений и, например, составления гастрольных графиков.

Другой американский исследователь Стэн Ренард с помощью ГИС составил т.н. музыкальный пейзаж (musical landscape) американского города Сан-Антонио. Для этого он проанализировал пространственные

данные города по пяти категориям: (1) музыкальные заведения, клубы и бары, (2) музыкальные фестивали (3) бизнес, связанный с музыкой (звукозаписывающие студии, музыкальные магазины и т.д.), (4) музыкальные некоммерческие организации, (5) образовательные учреждения, обучающие музыке. Эти данные были обработаны с помощью ГИС-программного обеспечения и использованы для анализа трендов в развитии развлекательной индустрии Сан-Антонио. Так, исследователь подметил ряд интересных корреляций, например, значительную взаимозависимость между музыкальными образовательными организациями и другими видами деятельности в городе или взаимозависимость концентрации последних с продажей алкоголя.
Кроме этого, ГИС используется и для вполне прикладных задач. Так, некоторые музыкальные фестивали используют геоинформационные инструменты для планирования инфраструктуры. Большие музыкальные мероприятия требуют значительной координации для того, чтобы обеспечить удобную и безопасную поддержку посетителей всем необходимым: от туалетов и палаток с продуктами до медпунктов и зон входа/выхода. Компания Timmons Group подробно описывает работу с инструментами ArcGIS для интеграции высокоточной GPS информации в целях сопровождения фестиваля Richmond Jazz and Music. Обновление информации в режиме реального времени позволила им координировать свою работу и вносить необходимые изменения.
Эти примеры — всего лишь капля в море того, какие возможности для исследования и практической организации музыкальной деятельности демонстрируют геопространственные технологии. Кроме этого, они в очередной раз показывают важность междисциплинарности в современных гуманитарных исследованиях. Для исследователей и (в меньшей степени) практикующих музыкантов знания основ пространственного анализа открывают новые перспективы и это то, с чем придется иметь дело все в больших масштабах в скором будущем.